Сложно найти человека, который ничего не слышал о войнах, а ключевые исторические события знает практически каждый. Но в истории есть и гораздо менее известные факты – героические, трагические и даже курьезные, воссоздающие атмосферу прошлых времен.

1. Когда маскировка совсем не к месту…

В годы Первой мировой войны немецкий океанический лайнер «Кап Трафальгар» (Cap Trafalgar) был переоборудован во вспомогательный крейсер. Командование кораблем принял капитан Юлиус Вирт (Julius Wirth) и получил задачу топить британские торговые суда. В английском флоте аналогичное преобразование прошел океанский лайнер «Кармания» (Carmania). Им командовал капитан Ноэль Грант (Noel Grant). 14 сентября 1914 года эти корабли встретились, и встреча оказалась фатальной для «Кап Трафальгара». Ничего удивительного в этом не было бы, если бы не маскировка потопленного судна. По иронии судьбы «Кап Трафальгар» был замаскирован под «Карманию» и это была первая в мире битва между океанскими лайнерами.

2. Камуфляж кораблей в стиле кубизм

В годы Первой мировой войны корабли английского и американского военного флота удивляли своей окраской в абстрактном стиле. Серые корпуса судов пестрели белыми линиями разной ширины, пересекающимися под неожиданными углами и образующими контрастные геометрические узоры. На первый взгляд это выглядело странно, ведь общеизвестно, что военную технику камуфлируют, делая «невидимой». А тут белый цвет скорее привлекает внимание к военным судам.

Такая странная окраска была предложена морским офицером Норманом Уилкинсом ( Norman Wilkinson) в целях визуального «деформирования» корпуса корабля. Предполагалось, что искаженные рисунком очертания корпуса помешают противнику точно оценить расстояние до судна и затруднят расчет его курса и скорости. Вначале такой камуфляж приняли в Великобритании, а затем в США. Рисунок для каждого корабля был уникальным, чтобы противник не мог сразу же опознать класс корабля. Насколько такая маскировка была успешна – сказать сложно, однозначного мнения у военных историков нет, а с появлением радаров такой «ослепляющий» камуфляж стал неактуален.

Интересный факт от Novate.ru: К созданию камуфляжной окраски кораблей флот привлекал художников. Так, Эббот Хэндерсон Тейер (Abbott Handerson Thayer) и Джордж де Форест Браш (George de Forest Brush) разработали и запатентовали маскировочную схему «Противотени», делающую морские суда менее видимыми на фоне волн.

3. «Веселый Роджер» над субмаринами

Когда военные флоты начали вводить в свой состав подводные лодки, английский адмирал Артур Уилсон (Arthur Wilson) отнесся к этому крайне негативно. В 1901 году он заявил, что использование субмарин для морского боя – это бесчестно и совершенно не в английском духе. Адмирал даже пытался убедить адмиралтейство Великобритании, что пленники с захваченных вражеских субмарин ничем не лучше пиратов и должны быть повешены.

В сентябре 1914 года подводная лодка британского флота провела успешный рейд, потопив немецкий крейсер SMS Hela. Командир субмарины HMS E9 Макс Хортон (Max Horton) вспомнил высказывание адмирала Уилсона и приказал сигнальщику изготовить пиратский флаг. По возвращении на базу лодка подняла «Веселого Роджера» при входе в порт. После каждого успешного похода они поднимали дополнительный пиратский флаг, пока их не стало так много, что для них не было места. Тогда экипаж изготовил один большой пиратский флаг, на котором стали делать отметки о победах. Эту практику переняли и другие командиры субмарин, причем не только британского флота.

4. И тут пришел тайфун…

Во время гражданской войны в Самоа (1887-1889 гг.) возник вооруженный конфликт между Великобританией, США и Германией, которые боролись за контроль над островами. В рамках так называемой «политики канонерок» каждое из государств прислало военные корабли в гавань Апиа. Для Самоанского архипелага характерны тропические циклоны весной (март), капитаны знали о грозящей опасности и видели признаки надвигающегося бедствия. Они также знали и о том, что единственный способ относительно без потерь пережить циклоны – это вывести корабли в открытое море. Тем не менее, американские и немецкие капитаны военных кораблей, не только не сделали этого, они еще и не дали своим торговым судам выйти из гавани. Непонятно, что стало причиной несвоевременного всплеска национальной гордости, но никто не захотел показывать другим, что боится стихии.

Итог печален – гонор командования стал причиной потопления и разрушения судов и гибели около 150 человек личного состава. Это без учета экипажей торговых кораблей, потерпевших крушение в гавани. Только британский корвет отделался малыми повреждениями, так как вышел в открытое море.

5. Собака, как причина перемирия

Джордж Вашингтон – первый президент Соединенных штатов Америки, серьезно увлекался собаководством. Он очень любил собак и не изменил своей привязанности даже в ходе войны за независимость. Во время битвы за Джермантаун (Germantown) 6 октября 1777 солдаты Вашингтона нашли маленького терьера, который бродил по территории между линиями расположения американских и британских войск. По ошейнику стало ясно, что собака принадлежит командующему армией противника сэру Уильяму Хоу (William Howe) и ее привезли генералу как трофей. Джордж Вашингтон привел терьера в порядок – почистил и накормил его, а затем удивил всех, объявив кратковременное перемирие. Пораженные солдаты с обеих сторон наблюдали, как помощник генерала вернул британскому командиру маленькую собачку.

Не многие знают, почему письма во время ВОВ отсылались без конвертов.