Укрепление обороноспособности государства является важной и обязательной частью его здорового функционирования. Поэтому в рамках данной тенденции несколько лет назад Военно-морской флот РФ подписал контракт на поставку двух французских кораблей типа «Мистраль». Но в 2015 году договоренности были расторгнуты, а потребность в суднах осталась. Тогда-то и был создан проект корабля, способного заменить «Мистраль» — УДК «Прибой».

Впервые концепт универсального десантного корабля «Прибой» был представлен в рамках выставки «Армия-2015». За разработку проекта взялись специалисты сразу двух предприятий – Невского проектно-конструкторского бюро (НПКБ) и Крыловского государственного научного центра (КГНЦ).

Оба варианта несколько отличались друг от друга. Так, например, существовало значительное различие в водоизмещении будущего судна: если в проекте, представленном НПКБ, оно составляло около 15 000 тонн, то КГНЦ взяли больших размах – их судно планировалось водоизмещением в 24 000 тонн. В результате концепт УДК «Прибой» стал ориентироваться именно на последний вариант.

Вторым крупным мероприятием, где о «Прибое» вновь активно заговорили, стал форум «Армия-2018». Там характеристики корабля имели более точный вид. А уже в 2019 году было заявлено, что строительство сразу двух УДК включено в Государственную программу вооружения на 2018-2027 года, а заложены они будут на керченском заводе «Прибой» уже в мае 2020 года.

В этих условиях справедливо будет проанализировать, действительно ли концепт «Прибоя» в его заявленных характеристиках сможет полноценно заменить французские «Мистрали». В первую очередь, некоторое время сохранялась неопределенность в размере водоизмещения российского корабля: если у «Мистраля» она составляет 21 300 тонн, то УДК «Прибой» все-таки «сбавил обороты» — первоначальные 24 000 сменились 15 000 тонн.

Десантовместимость же наоборот обнадеживает: французский корабль перевозит 450 десантников и 40 ОБТ «Леклерк» либо 70 бронемашин, в том числе 13 танков. Российское судно планируется создать способным на перевозку до 500 морских пехотинцев 50 единиц техники, однако эти цифры были применимы к водоизмещению «старого образца» в 24 000 тонн, и уточненных данных пока нет.

Увеличена, по сравнению с «французом», и автономность плавания – с 30 до 60 суток. Кроме того, после изменения водоизмещения была уменьшена и авиационная группа судна – с 16 вертолетов (идентично западному вертолетоносцу) до 10. А вот дальность перевозки УДК «Прибой» предполагается меньше, чем у «Мистраля» — 5 000 морских миль против 5 800.

Но российские разработчики, пожалуй, все-таки руководствуются лозунгом «догнать и перегнать», ведь они предприняли модификацию УДК «Прибой», опираясь на недостатки «Мистраля». Так, например, французский корабль практически не оснащен средствами ПВО, поэтому он нуждается в сопровождении в буквально каждом походе. Российские конструкторы учли этот промах западных коллег и запланировали для «Прибоя» вооружение большей мощности.

В любом случае, предсказать, каким будет отечественный универсальный десантный корабль «Прибой», заменивший французский «Мистраль», довольно сложно. Поэтому нам остается просто дождаться, когда два перспективных корабля будут закончены и выйдут в свой первый поход, где они и смогут продемонстрировать все свои реальные возможности.

В дополнение к теме: От девяти к одному: почему из авианосного наследия СССР в России остался лишь «Адмирал Кузнецов»